8 год назад 4 октября 1932 года в нашей стране впервые появилась организационная система, призванная предупреждать население об угрозе нападения противника с воздуха, защищать людей, а если произошли поражении, оказывать помощь пострадавшим. Называлась она местная противовоздушная оборона (МПВО). Эта система и была непосредственной предшественницей гражданской обороны. Она внесла большой вклад в укрепление обороноспособности нашего государства и обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками. За годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гв. части и добровольные формирования МПВО выполняли огромную работу. Они ликвидировали свыше 90 тысяч пожаров и загораний, предотвратили 32 тысячи серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили около трех миллионов авиабомб, снарядов и мин, восстановили 15 тысяч разрушенных жилых и общественных зданий. Формирования МПВО оказывали и медицинскую помощь населению. За выдаЕощиеся заслуги Ленинградская организация и два отдельных полка МПВО были удостоены ордена Красного Знамени. Две тысячи человек личного состава МПВО награждены орденами и медалями. Развивалась она и в послевоенный период. С появлением ракетно-ядерного оружия и в результате происшедших в связи с этим коренных изменений в военном деле изменились способы защиты тыла страны. Решать эти задачи в рамках МПВО стало уже невозможным.
Местный характер ее мероприятий, ограниченное количество специальных сил и средств не позволяли в новых, неизмеримо более сложных условиях быстро и эффективна построить систему защиты населения и народного хозяйства от оружия массового поражения. Поэтому в 1961 году МПВО было преобразовано в Гражданскую оборону, развитие которой осуществлялось на новой основе с учетом необходимости всесторонней подготовки к решению задач в условиях применения оружия массового поражения. За время своего существования система МПВО гражданской обороны прошла большой и сложный путь развития, достойно выдержав испытание временем. Сегодня это единственная система, предназначенная для проведения мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
И как никогда она имеет актуальность сейчас, когда мы не гарантированы от вспышек локальных военных и межнациональных конфликтов, когда ежедневно в МЧС России, региональные центры, органы управления по делам ГО и ЧС всех звеньев стекаются сообщения об авариях, катастрофах, стихийных бедствиях. Судите сами. По данным МЧС России, ежегодно на ее территории происходит более 1 тысячи чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В них страдают тысячи наших сограждан. Чего стоят лесные и торфяные пожары жаркого лета 2010 года, а в этом году катастрофическое наводнение в Амурской области и Хабаровском крае. Правительство РФ, МЧС России, их структуры на местах, где случалась беда, делали и продолжают делать все возможное для оказания помощи пострадавшим. В условиях активизации международных террористов, по прежнему сохраняется угроза терактов в наших городах и на объектах. Принятие мер по спасению людей требует объединение сил и средств всех управленческих структур, промышленных и сельскохозяйственных предпринтий, организаций и учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности, четкого взаимодействия всех служб гражданской обороны, военного командования в интересах защиты населения.
В этом суть и главная задача гражданской обороны. Она имеется во всех цивилизованных странах. Альтернативы ей нет. Безусловно, гражданская оборона нуждается в совершенствовании с учетом реалий сегодняшнего дня. Это хорошо понимают Федеральное Собрание, Правительство России и сам Президент. Поэтому уже введены в действие очень важные федеральные документы - Законы РФ «О гражданской обороне» , «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» , «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О пожарной безопасности» и Постановления Правительства РФ «0 порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны». Вместе с тем требуются новые усилия в дальнейшей разработке проектов новых как областных, так и местных нормативных актов па конкретным вопросам нашей практической деятельности. Это прежде всего относится к конкретной реализации Указа Президента «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», других федеральных нормативных правовых актов по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В связи с 8-й годовщиной Гражданской обороны
России хочу выразить сердечную признательность за добросовестный труд всем руководителям, работникам, уполномоченным на решение задач гражданской обороны объёктового звена РСЧС, которые честно вьшолняют возложенные на них обязанности. Следует отметить, что на протяжении последних лет в новых условиях многое сделано для поддержания на должном уровне системы гражданской обороны учреждения. Хотелось бы надеяться, что в непростых условиях нашей жизни мы и дальше сохраним взаимодействие, дух товарищества, коллективизма, хорошую моральную атмосферу в совместной деятельности. Желаю всем вам крепкого здоровья, семейного благополучия, стойкости, мужества и удачи в наше нелегкое время?