Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу
Каждый период психического развития ребенка характеризуется ведущим видом деятельности. Так для дошкольного детства ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. В ролевой игре появляется адекватная ситуации оценка «Я», умение взаимодействовать с разными членами общества, умение подчинять себя правилам игры (произвольность поведения). Всё это характеризует готовность ребенка к школе.
Ведущей деятельностью ученика начальной школы становится наработка индивидуального ритма и режима освоения информации, то есть собственно учение. Под воздействием этой ведущей деятельности ученик к окончанию начальной школы должен выработать свой индивидуальный стиль освоения информации («научиться учиться»). Также эта ведущая деятельность влияет на развитие психики ребенка в целом (внимания, памяти, мышления, эмоций и т.д.), а также на особенности его поведения и общения.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Свойственные дошкольникам беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни и т.д.
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника", в поддержании которой у первоклассника неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других - одну четверть, у третьих - растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка.
Анатомо-физиологические особенности первоклассника
В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной и поясничный. Окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда – его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания, так и таящие отрицательные последствия (например, развитие искривлений позвоночника из-за неправильной посадки за столом).
У первоклассников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к 9–11 годам, а запястья – к 10–11 годам. Именно поэтому первоклассник нередко с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть рук, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно. Поэтому родителям особое внимание надо уделять тренировке мелкой моторики ребенка: предлагать своему первокласснику рисовать, делать аппликации, лепить из пластилина или глины, вышивать, пришивать пуговицы, собирать мелкие мозаики, детали конструктора и т.д.
Созревание важных отделов головного мозга и его коры у первоклассников ещё продолжается, поэтому они особенно легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Особенности психического развития первоклассников
Внимание учащихся первых классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Основная особенность – слабость произвольного внимания, так как возможности волевого регулирования им ограничены. Дети обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью. Постепенно ученик учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах.
Непроизвольное внимание становится более концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает эмоциональное отношение, но следует иметь в виду, что учеников следует приучать быть внимательным и к тому, что не является занимательным, не вызывает интереса.
Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники не умеют длительно сосредотачиваться на работе. Поэтому они могут не выполнить задания в срок, потерять темп и ритм деятельности. Исследования показали, что учащиеся первых классов могут сохранять усидчивость и внимание непрерывно в течение 30-35 минут.
Рекомендации психолога: для развития внимательности первоклассника играйте с ним в игры «на внимание», учите его правильно организовывать свою школьную жизнедеятельность: самостоятельно собирать портфель («проверь, всё ли ты положил?»), самостоятельно раскладывать школьные принадлежности на своем столе («всё ли ты приготовил?»).
Память у первоклассников преимущественно наглядно-образная. Семилетний ребенок, пришедши в школу, стремится буквально запомнить внешне яркие и эмоционально впечатляющие события, описания, рассказы. Первоклассники склонны к механическому запоминанию, путем простого повторения, без осознаний смысловых связей внутри запоминаемого материала. Они часто дословно заучивают и воспроизводят учебный материал без его реконструкции, существенного преобразования, без попыток передать его содержание своими словами. Они еще не понимает, что конкретно от них требуют, когда перед ними ставят задачу запомнить. Правильно и полно, по мнению ученика, и означает дословно. Многие учащиеся 1 класса еще не умеют организовать смысловые запоминания: не умеют разбивать материал на смысловые группы, пользоваться логическими схемами, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.
Рекомендации психолога: для развития памяти больше декламируйте вслух и учите наизусть с ребенком стихов и песенок. Помогайте ребенку при описании картинки или при пересказе текста наводящими вопросами: «О ком (о чём) здесь говориться?», «Что он (герой) делает? Что происходит?».
Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые аналогии, строить элементарные умозаключения.
Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста еще весьма элементарна. Учащиеся 1 классов зачастую судят о предметах и весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный признак.
Рекомендации психолога: для развития мышления первоклассника родители могут предлагать ребенку специальные упражнения, которых много в книгах и журналах для этого возраста. Для развития понятийного мышления важно развивать речь ребенка, увеличивая его словарный запас. При этом необходимо объяснять ребенку значение новых слов, вместе искать эти значения в словарях и справочниках.
Тэги: