1080x133

Что надо знать при проведении психолого-педагогической диагностики в начальной школе

Внедрение ФГОС в начальной школе предполагает регулярное отслеживание процесса формирования универсальных учебных действий учащихся, то есть проведение психолого-педагогической диагностики. В частности педагогам рекомендовано использовать методики, которые можно найти в книге «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2011».

Знание общих правил и рекомендаций тестирования, а также тех качеств, которыми должен обладать тестирующий-педагог, даст возможность компетентно осуществить процедуру диагностики на практике. В процессе подготовки и проведения тестирования можно выделить четыре главных этапа, учет особенностей которых во многом определяет успех использования этого метода:

1. Выбор тестовых методик. Прежде чем его сделать, необходимо тщательно ознакомиться с имеющимися тестовыми методиками и проверить, насколько они соответствуют целям исследования и удобны для применения. Выбранную методику рекомендуется сначала проверить на себе, даже если она предназначена для учащихся.

2. Инструктирование испытуемых. Убедившись в пригодности методики, следует подробно проинструктировать учащихся, разъяснить им цели и задачи тестирования, порядок выполнения тестовых заданий и поведения во время их выполнения, подчеркнуть необходимость предельной искренности при ответах на вопросы. Следует развеять опасения учащихся в том, что результаты тестирования могут быть использованы для какой-либо компрометации испытуемых. Для этого можно напомнить о конфиденциальности информации, полученной от испытуемых на основе "личного доверия" или в социометрических тестах, о доступе к ней лишь тех лиц, для которых она предназначается.

3. Контроль за выполнением заданий. Во время процесса тестирования его организатор следит за тем, чтобы испытуемые работали самостоятельно, не помогали и не мешали друг другу. Уточняющие вопросы по процедуре тестирования задаются непосредственно тестирующему. Не рекомендуется прерывать работу испытуемых и отвлекать их для выполнения какой-либо иной процедуры. В процессе выполнения тестов целесообразно проводить наблюдения за тем, как работают участники. Это позволяет собрать дополнительную информацию о психологических и деловых качествах испытуемых.

4. Интерпретация результатов и подведение итогов тестирования. Каждая тестовая методика содержит инструкцию по обработке и интерпретации результатов тестирования. С этой инструкцией учитель должен ознакомиться заранее. При использовании тестирования в учебной работе важно заранее подготовить рекомендации для групп с близкими результатами. Рекомендации следует давать с учетом индивидуальных особенностей обучающихся в корректной форме. Если это позволяют делать результаты тестирования, то рекомендации должны содержать предложения по развития испытуемого.

Избежать этических и других проблем и получить объективные результаты помогают общие правила тестирования:

1. Любое сложное тестирование должно проводиться при участии в качестве консультанта профессионального психолога (педагога-психолога). Любой пользователь тестовой методики автоматически должен взять на себя ответственность за соблюдение всех требований профессиональной тайны и этики и стремиться исключить возможность не корректного использования тестов. Неверные выводы и рекомендации по итогам тестирования, неэтичное поведение его организатора способны лишь дискредитировать метод тестирования.

2. Учащихся нельзя подвергать психолого-педагогическому обследованию обманным путем. Необходимо замотивировать детей на участии в обследовании.

3. Любой человек имеет право знать результаты своего тестирования. Итоговые данные в доступной для понимания форме предоставляет испытуемым тот, кто проводил обследование. Ознакомление с результатами тестирования должно исключать их неправильное толкование или появление у испытуемых каких-либо опасений.

4. При тестировании учащихся право знать результаты имеют их родители или заменяющие их лица.

5. Результаты тестирования не должны травмировать исследуемого и/или снижать его самооценку. Поэтому их следует сообщать испытуемому в ободряющей форме, по возможности сопровождая их конструктивными рекомендациями.

6. Испытуемые учащиеся должны быть информированы о целях тестирования и формах использования его результатов.  

7. Тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход к процедуре и результатам исследования. Общение с испытуемым должно быть доброжелательно-нейтральным, исключающим проявление какой-либо помощи в процессе тестирования, кроме той, которая служит правильному пониманию испытуемым инструкций.

8. Тестирующий обязан хранить профессиональную тайну: не передавать случайным лицам инструктивные материалы, не раскрывать перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики.

Эти правила должны быть учтены в любом профессиональном тестировании. Конечно, при использовании тестирования в учебных целях с согласия участников возможно некоторое отступление от вышеизложенных правил, например, публичное подведение итогов и открытое обсуждение путей самосовершенствования и развития учащихся.

 

 

Перечислим ниже основные факторы, которые следует учитывать при тестировании:

1)           Возраст испытуемых. Следует знать, что групповые тесты требуют от тестируемых сложившихся навыков самостоятельной работы. Многие групповые тесты изначально ориентированы на детей старше 11–12 лет, но есть тесты, адаптированные для групповой диагностики детей младшего школьного возраста. В более раннем возрасте обследование следует проводить в индивидуальном порядке.

В последние годы с развитием у детей, в том числе и младшего школьного возраста, навыка компьютерной игры многие оказываются подготовленными для выполнения компьютерных тестов.

2)           Состояние испытуемых. При индивидуальном обследовании педагог, как правило, видит, в каком состоянии находится испытуемый и может, учитывая, например, что в этот день последний не совсем здоров, отложить обследование.

При групповом обследовании учитель должен выяснить, кто в классе чувствует себя не совсем хорошо. При этом могут выясниться, например, такие «мелочи», что кому-то только что закапали лекарство в глаза и он толком ничего не видит.

3)           Форма предъявления тестовых заданий. Наиболее типичная форма предъявления тестовых заданий и инструкций — письменная. Но вполне допустимо (и в некоторых случаях более эффективно) предъявление тестовых заданий на слух. Это облегчает управление детьми, хотя и вносит элемент отклонения от стандартизации. Ведь работает «живой диктор», который волей-неволей варьирует интонации, задавая те или иные вопросы.

Предъявление теста в устной форме имеет не только преимущества (контроль за вниманием аудитории), но и недостатки. В этом случае приходится ориентироваться на темп, доступный более медлительным испытуемым, а самые быстрые начинают скучать, отвлекаться, и из-за этого внимание их рассеивается, они могут допустить ошибки.

4)           Время проведения тестирования. Лучше проводить групповые тесты во время второго – третьего  уроков (вместо обычных занятий), то есть когда внимание учащихся оптимально.

5)           Предотвращение списывания. Для исключения списывания надо иметь так называемые параллельные формы одного и того же теста (разные варианты). К сожалению, многие тесты не имеют корректных параллельных форм (таких, которые ставят всех в равные условия по трудности и по смыслу заданий). В силу этого желательно рассаживать детей по одному за парту (стол) и лучше даже через стол. То есть тестировать надо одновременно фактически лишь четверть класса (если численность класса равна числу мест в аудитории). Такая необычная рассадка детей в классе сразу же произведет на них дополнительное впечатление и внушит более серьезное отношение к этой процедуре.

6)           Разный темп работы. Индивидуальные различия в темпе выполнения тестов объясняются не только уровнем подготовки детей, но и просто стилевыми особенностями темперамента. Эти отличия могут быть разительными: один и тот же тест в одном и том же классе некоторые дети выполняют в 2–3 раза быстрее других! К этому надо быть готовым, и это надо предвидеть.

Если тест проводится в письменной форме, то следует заранее объявить, что должны делать дети, которые завершат работу досрочно (сдать заполненный бланк и выйти из помещения или несколько раз проверить свою работу). Какой вариант выбрать, зависит от теста и от обстановки в группе (что приведет к меньшей дезорганизации).

Но лучше применять такие тесты, которые не могут быть выполнены досрочно вообще никем. В этом случае надо позаботиться о другом — предупредить детей, что многие просто не успеют завершить работу в срок, что это нормально, что так и задумано. Такая «плотная загрузка» детей хороша тем, что ни у кого просто не остается времени отвлекаться.

7)           Уровень знакомства детей в группе. Очевидно, что обстановкой в аудитории труднее управлять, если дети хорошо знают друг друга, так как ученики одного класса, как правило, пытаются вступать между собой в контакт во время тестирования. Чтобы избежать этого можно использовать традиционные методы педагогического воздействия для поддержания дисциплины.  

8)           Соревновательная мотивация. Ситуация группового тестирования провоцирует у детей соревновательную мотивацию. Это может простимулировать их на более усердную работу. Поэтому при дефиците мотивации на выполнение теста неплохо специально сказать что-нибудь такое: «Ну посмотрим, кто сумеет пройти все задания в срок, в предыдущих классах вообще никто не успел...».

Но следует избегать и избытка соревновательной мотивации. Это приводит к ухудшению результатов у тех, кто чувствует себя не совсем уверенно, кто привык не выигрывать, а проигрывать.

9)           Настрой лидеров. Большое значение имеет отношение неформальных лидеров к процедуре тестирования. Особенно это проявляется при тестировании учащихся одного класса.

Поэтому весьма важно предвосхитить поведение лидеров. Еще лучше повлиять на него заранее. Если вы знаете, кто в классе «ходит в лидерах», то следует поговорить с ними предварительно. В индивидуальной беседе легче настроить лидеров на сотрудничество.

10)        Исправления ответов. Понятно, что основная задача диагноста — довести стандартную инструкцию к тесту до понимания каждого присутствующего в аудитории. Но многие стандартные инструкции ничего не говорят о том, как следует вносить исправления в бланк. Если об этом ничего не сказать, то при обработке бланков вы столкнетесь с путаницей и неоднозначными ситуациями. Поэтому лучше всего изобразить фрагмент бланка на доске и показать, как именно надо вносить исправления.

И, последняя рекомендация – при проведении диагностики учащихся обращайте особое внимание на подготовку листов для ответов. Это могут быть и обычные тетрадные листы, но лучше приготовить специальные «бланки для ответов». Это ускорит и облегчит процесс обработки ответов учащихся.

Метки: